Советы специалистов детского сада по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
«Люби и знай родной свой край»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
В детском саду с раннего возраста проводится работа по патриотическому воспитанию: беседы о родном крае, экскурсии к памятникам, в музей, рассматривание иллюстраций и фотографий города, края, природы и конечно тематические занятия на такие темы, как «Мой родной край», «Природа родного края», «Мы живем в России».
Мини-музей краеведческой направленности «Красный Холм – моя малая Родина», созданный в детском саду, представлен стендами с символикой Краснохолмского района, картами, схемами, фотографиями с видами родного города, экспозицией «Русская изба». Вместе с детьми был изготовлен макет улицы Калинина, на которой находится наш детский сад и другие достопримечательности города. Элементами предметной среды являются дидактические игры и альбомы по ознакомлению с родным краем «Улицы нашего города», «Гербы городов нашего края».
В музее проводятся занятия по разным видам художественной деятельности, музейные пятницы. Свои впечатления о родном крае дети отражают в рисунках.
Ежегодно в летний период в детском саду реализуется краеведческий проект «Люби и знай, родной свой край» В рамках этого проекта дети изучают природу родного края, его достопримечательности и исторические места.
Кульминационным моментом в организации краеведческих мероприятий становится незабываемые краеведческие праздники «Каждому мила родная сторона», «Все здесь русское, родное», «Краснохолмская осень». Эту работу необходимо продолжать в семье.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
Родителям надо рассказывать детям о Родине, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Взрослому важно так рассказывать детям о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Семья обладает той убедительной силой, которую не может заменить дошкольное учреждение.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, народных ярмарок.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
В.Ляленкова, старший воспитатель
МБДОУ детский сад №4 «Ласточка»