Работа с одаренными и высокомотивированными детьми в МБДОУ детский сад №4 "Ласточка"
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А.Сухомлинский
Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научится постепенно в процессе жизненной практики, в общении с взрослыми и своими сверстниками. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Детский сад является первым социальным институтом, где ребенок развивается, обучается и воспитывается, приобретает первые знания умения навыки. Вот почему так важно педагогам в детском саду создавать развивающую, творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Помочь детям полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного детского сада.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. В связи с тем, что потребность и возможность одаренных дошкольников весьма отличается от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным индивидуально образовательным маршрутам.
В целях осуществления государственной политики в области образования с учетом ФГОС дошкольного образования и реализации президентской программы «Одаренные дети» в нашем детском саду было разработано и утверждено Положение о работе с одаренными детьми, создана рабочая группа, разработана программа «Одаренный ребенок» , разработан регламент работы с детьми с высоким уровнем развития.
Цель: раннее выявление, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей (высокомотивированных детей)
Задачи:
- анализ состояния работы с одаренными детьми и выявление одаренных детей в дошкольном учреждении;
- определение общих организационно-методических направлений деятельности с одаренными детьми;
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам работы с детьми, имеющими признаки одаренности и их родителями;
- приведение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условия способствующие развитию способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;
- привлечение родителей к решению поставленной проблемы по организации работы с целью выявления поддержки одаренных детей.
Обязательным является и разработка системы выявления одаренных детей, которая включает в себя:
- наблюдение, за детьми начиная с раннего возраста, (прежде всего, в детских видах деятельности);
- анкетирование взрослых (родителей, воспитателей);
- выявление уровня усвоения образовательной программы дошкольного образования детьми
- углубленное индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
Для дополнения более ясной картины проводится анкетирование родителей, приобщаются наблюдения воспитателей, социометрические исследования. По результатам психолого-педагогического мониторинга определяется и составляется реестр банка потенциально одаренных детей детского сада. Данные этого банка в дальнейшем используются для разработки индивидуального маршрута с целью поддержки, сопровождению ребенка и его семьи.
С одаренными детьми работают педагоги, руководители кружков и при взаимодействии всех участников образовательного процесса (узких специалистов, воспитателей, родителей) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. В соответствии с областью одаренности, учетом образовательной программы дошкольного образования, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка куратор подбирает направления, формы и методы работы, как с детьми, так и с родителями дальнейшего развития одаренности у ребенка. Формы и методы работы определяются триединством образовательных задач согласно выбранному направлению. Педагог обязательно учитывает то, что вся работа с одаренными детьми строится с усложнением, в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Так, например, для спортивной одаренности выбираются следующие направления:
- Развитие физических качеств быстроты, ловкости, гибкости, хорошей ориентировки в пространстве, умения проявлять силу, выносливость.
- Создание условий для накопления двигательного опыта.
- Формирование положительного личностного отношения к здоровому образу жизни.
Примерные формы и методы работы:
- Подбор индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
- Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
- Подготовка детей к соревнованиям, олимпийским играм;
- Совместное с одаренными детьми проведение мастер- классов для родителей;
- Индивидуальное консультирование родителей;
- Изготовление памяток, буклетов, папок передвижек для родителей;
- Профессиональное общение со специалистами из спортивных секций с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию;
Для музыкальной одаренности выбираются следующие направления:
- Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
- Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
- Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.
Примерные формы и методы работы:
- Игры- упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
- Дидактические игры;
- Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;
- Распевки;
- Пальчиковые и подвижные игры;
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;
- Подготовка к вокальным конкурсам;
- Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
- Индивидуальные консультации для родителей;
- Совместное проведение мастер-классов для родителей;
Для одаренности в интеллектуальной области выбираются следующие направления:
- Развитие познавательной активности, умения самостоятельно добывать знания, презентовать их.
- Развитие навыков доказательной речи, понятийного словаря.
- Развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.
Примерные формы и методы работы:
- Проблемные ситуации;
- Развивающие игры;
- Дидактические игры;
- Исследовательская деятельность;
- Создание коллекций;
- Проектная деятельность;
- Экспериментирование, опыты;
- Ситуативный разговор;
- Рассматривание картин и иллюстраций, энциклопедий, тематических альбомов;
- Заучивание стихов;
- Слушание и обсуждение художественных произведений;
- Моделирование;
- Сооружение построек из различного вида конструктора;
- Создание макетов;
- Викторины;
- Наблюдения, экскурсии;
Для одаренности в области художественного творчества выбираются следующие направления:
- Развитие творческих способностей, фантазии, умения мыслить неординарно.
- Развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического представления.
- Совершенствование изобразительных технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.
- Развитие и совершенствование композиционных навыков, чувства цвета, чувство ритма.
Примерные формы и методы работы:
- Рассматривание репродукций картин, альбомов;
- Дидактические игры
- Игры – упражнения;
- Создание проблемных ситуаций;
- Игры - эксперименты;
- Создание коллажей, панно;
- Подготовка конкурсных работ;
- Иллюстрирование книжек - малышек;
- Наблюдения
- Посещение выставок, музеев;
- Участие в творческих проектах;
- Экскурсии в музей
- Практические задания
- Беседы
- Организация персональных выставок
Исходя из форм и методов работы, педагог предполагает ожидаемый результат, то есть где ребенок может реализовать, представить свой талант это может быть участие в конкурсном движении на различный уровнях, презентации исследовательских и творческий проектов, персональные выставки, сольные концерты, заметки о спортивных, творческих достижений в газете журнале, участие в проектах и т.д.
В течение всей работы педагог фиксирует все личностные достижения одаренного ребенка. В конце учебного года проводится промежуточная диагностика где, так же как и в начальной диагностике приобщаются наблюдения воспитателей, анкетирование родителей и на основании полученных данных куратор составляет аналитическую справку, и отчет который представляет на педагогическом совете «Система работы с одаренными детьми».
Муниципальная программа "Одаренные дети Краснохолмского муниципального округа " на 2021-2026 г.г.
Программа МБДОУ детского сада №4 "Ласточка" "Одаренный ребенок"
Положение о работе с одаренными детьми в ДОУ
Приказ об ответственном за организацию работы с одаренными детьми в ДОУ
План работы с одаренными детьми на 2024-2025 уч.год
ОТЧЕТЫ
Отчет о работе с одаренными детьми за 2022 год
Отчет о работе с одаренными детьми за 2023 год
Отчет о работе с одаренными детьми за первое полугодие 2023-2024 уч.года
Представление опыта работы с одаренными детьми
Доклад "Инновационные формы работы с одаренными детьми в условиях поликультурной среды дошкольного учреждения. " Бажанова Ю.Н.,
Презентация к докладу"Инновационные формы работы с одаренными детьми"
Выступление по теме "Организация работы с одаренными детьми: разработка индивидуального образовательного маршрута" Бажанова Ю.Н.,
Отчеты о работе кружков и студий за 2023-2024 учебный год
Отчет о работе кружка "Веселый язычок"
Отчёт о работе кружка "Юный эколог"
Отчёт о работе кружка "Горница"
Отчёт о работе кружка "Карапузики"
Отчёт о работе кружка "ФаСолька"
Отчёт о работе кружка "Сказочка"
Отчёт о работе кружка "Моя семья"
Отчёт о работе кружка "Весёлые ладошки"
Отчёт о работе кружка" Добрый мир"
Отчёт о работе кружка " Всем детям спорт"
Фотоотчёт кружка " Всем детям спорт"
Отчёт о работе кружка "Умелые ручки"