Суббота, 27.04.2024, 12:16
Приветствую Вас, Гость |

Наставничество в ДОУ

 

Наставник сам должен быть тем, 
кем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль

Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности,  даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Цель наставничества в ДОУ - создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

  • обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
  • совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог­-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей. 

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. 

НАСТАВНИЧЕСТВО - ЭТО
не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. осознанный выбор педагога: как наставника, так и его подопечного. не только для молодых педагогов, но и для специалистов, квалификацию которых по различным причинам необходимо развить. кадровая технология, позволяющая передать знания непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке.

В основу организации системы наставничества в МБДОУ детский сад №4 "Ласточка" положены следующие нормативные документы: 

1. Положение о наставничестве.

2. Программа по сопровождению молодых специалистов и (или) неспециалистов (начинающих трудовую деятельность в данной должности), организации наставничества.

3. Приказ о назначении ответственного за организацию наставничества в образовательном учреждении.

4. Приказ о закреплении наставников в 2023-2024 уч.году

5. План работы по наставничеству на 2023-2024 уч.год

6. Методические рекомендации по наставничеству.

7/ Письмо  Министерства просвещения от 21.12.2021 г. " О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников")

Наставник Наставляемый
Куликова Марина Владимировна, воспитатель Федорова Алёна Владимировна, музыкальный руководитель
Куликова Наталья Анатольевна, заведующая Морозова Нина Владимировна, старший воспитатель
Белякова Ирина Ивановна, воспитатель  Беляева Анастасия Сергеевна, воспитатель

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

  1 этап. Адаптация.
  • беседа заведующего;
  • ознакомительная беседа заместителя заведующей по УМР;
  • представление молодого воспитателя коллективу;
  • анкетирование (выявление затруднений в работе);
  • дидактическая подготовка к проведению образовательной деятельности и совместной деятельности, осуществляемой  в ходе режимных моментов;
  • самообразование воспитателя;
  • оценка педагогической деятельности молодого педагога;
  • закрепление педагога-наставника.

   Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с проведения диагностики (вводного анкетирования, тестирования или собеседования), где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах.

Материалы для диагностики молодого специалиста

Памятка молодому воспитателю

Анкета для молодого педагога

Диагностика молодого педагога

Диагностические материалы для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста с комментариями по их разработке

Тест на знание молодым специалистом ФГОС ДО

Карта оценки педагогического мероприятия

 

  2 этап. Основной. 
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, 
осуществляет корректировку профессиональных умений молодого специалиста, 
помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
 3 этап. Контрольно-оценочный. 
Наставник проверяет эффективность работы с молодым специалистом.

  Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

       Работа с молодыми и начинающими специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи между коллегами, делает молодого специалиста владельцем секретов мастерства, накопленного опытными педагогами.

НАШ ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ

 

 Мероприятия по развитию наставничества в ДОУ, Куликова Н.А., заведующая ДОУ

Доклад "«Управление профессиональным развитием педагога через организацию наставничества» Куликова Н.А., заведующая

Отчет о работе по наставничеству "Ступеньки к творчеству"

Семинар-практикум"«Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Мастер класс с наставниками- ветеранами педагогического труда

 

 

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос?